vchilka.in.ua 1 2


Комиссия ЦК профсоюза по экономическим

и социальным вопросам, колдоговорной

работе и социальному партнерству


Особенности

колдоговорной кампании 2011 года

на предприятиях угольной промышленности


Основные особенности колдоговорной кампании 2011 года связаны с преодолением кризисной социально-экономической ситуацией в Украине и в ее угольной промышленности. ВВП Украины за 2010 г. увеличился на 4,1 %. Выпуск промышленной продукции на предприятиях перерабатывающей промышленности вырос на 13,0%, добывающей промышленности - на 3,7%, из производства и распределения электроэнергии, газа и воды, - на 10,7%. Добыча угля за 2010 г. увеличилась на 2,99 млн. т. или на 4,2 %. В 2010 г. начался подъем производства в ряде отраслей – потребителей угольной продукции, что не только приостановило падение цен на уголь, но и позволило начать их подъем, которые по коксующемуся углю пока еще не вышли на докризисный уровень, однако существенно выше, чем за аналогичный период минувшего года (в среднем на 37%). Это привело к увеличению поступления средств от реализации за отгруженный потребителям уголь на 17 %.

Для государственных предприятий в минувшем году значительным осложняющим фактором было несвоевременное принятие Государственного бюджета, который был принят лишь в мае 2010 г., поэтому в отличие от минувших лет они пять месяцев не знали на какие бюджетные средства могут рассчитывать для покрытия части убытков по себестоимости, на техническое развитие и на охрану труда.

Положительным моментом для многих государственных угольных предприятий стало списание части задолженности в Пенсионный и другие фонды социального страхования, образовавшейся из-за их недофинансирования в предыдущие периоды.


В тоже время на предприятиях отрасли негативным образом сказалось снижение расходов бюджета на их финансирование на 3,6 млрд. грн. летом 2010 г., что не позволило достичь планового уровня расходов на оплату труда и обеспечить выполнение требований законодательства по уровню тарифных ставок и окладов. Кроме того, резко сократились средства, выделяемые на развитие производства, сократился ввод лав и т.п. Соответственно не были выполнены многие параметры экономической деятельности, уменьшился объем средств, которые предприятия госсектора могли использовать для своего развития и поддержания деятельности на прежнем уровне. Частично это было компенсировано за счет привлечения в отрасль средств инвесторов путем заключения инвсетдоговоров.

За этот период в сравнении с соответствующим периодом в прошлом году физический объем оптового товарооборота увеличился на 2,4%, а оборот розничной торговли - на 5,1%. Это свидетельствует об увеличении платежеспособного спроса населения.

По заключению ФПУ в 2010 году стабильно в полном объеме финансировались социальные расходы бюджета. Выполнялись предусмотренные законом о государственном бюджете этапы и размеры повышения прожиточного минимума, минимальной зарплаты и пенсии.

Наметилась позитивная тенденция относительно роста занятости и уменьшения безработицы. Количество занятого населения увеличилось до 20,2 млн. лиц, уровень занятости вырос из 57,7 процента до 58.4%, а уровень безработицы сократился с 9,1 % до 8,5%.

Кабинет Министров Украины в своем прогнозе макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2011 года (утвержденном постановлением от 11 августа 2010 года №701) предусматривает увеличение валового внутреннего продукта на 4,5%; рост реальной заработной платы на 4% (при росте производительности труда на 4,1%); увеличение количества занятых экономической деятельностью в возрасте от 15 до 70 лет (в среднем за год) до 20,4 -20,6 миллионов лиц; уровень безработицы, определенный по методологии МОТ, - 7,6 -8,1 процента. Аналогичную тенденцию динамики прогнозных показателей развития экономики Украины предусматривает Международный валютный фонд и Европейский бани реконструкции и развития.


Однако финансовый и банковский кризисы не до конца преодолены в Украине, что затрудняет использование кредита, как механизма получения денежных средств для решения задач, стоящих перед предприятием.

Принятый 23 декабря 2010 г. Государственный бюджет Украины предусматривает крайне низкие объемы выделения бюджетных средств для финансирования предприятий угольной отрасли, что делает затруднительным решение стоящих перед ними экономических и социальных задач. Поэтому в связи с недостаточностью бюджетного финансирования многие государственные предприятия отрасли продолжат интенсивный поиск других источников средств – заключение договоров о совместной деятельности, аренда, приватизация и т.д.

Недовольство в украинском обществе вызывали договоренности Кабинета Министров Украины с Международным валютным фондом относительно повышения цены на газ для потребностей населения и увеличения пенсионного возраста для женщины. Болезненными являются также вопросы увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги из-за слишком низкого общего уровня оплаты труда трудящихся. Вызывают озабоченность у людей и планы Правительства по реформированию в целом пенсионной системы, принятию нового Жилищного и Трудового кодексов, намечаемое дальнейшее увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги.


В этих условиях, как и в прошлом году, перед профсоюзными организациями стоит задача не столько расширения объема социальных гарантий и льгот, сколько сохранения имеющихся, а также создания действенных механизмов защиты прав трудящихся и профсоюзов от наступления работодателей на экономические и социальные права трудящихся, которых требует от руководителей предприятий, в первую очередь, новые собственники и инвесторы.

Ряд особенностей колдоговорной кампании 2011 года объясняются происходящими организационно-хозяйственными изменениями в угольной промышленности и изменениями нормативно- правовой базы, действующей в сфере договорного регулирования социально – трудовых и экономических отношений.



Так, в частности, приняты следующие законы:


Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления социальных гарантий приемным родителям» (от 10.03.2010 г. № 1959-VI) относительно внесения изменений в статью 186 Кодекса законов о труде Украины, которая предусматривает возможность предоставления соответствующих гарантий приемным родителям.

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности или признании его банкротом» относительно осуществления управления предприятием-должником (банкротом)» (от 15.04.2010 г. № 2133-VI), .которым установлен порядок управления предприятием в случае погашения задолженности.

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» относительно налогообложения дивидендов» (от 27.04.2010 г. № 2156-VI), которым внесены изменения в налогообложение доходов от совместной деятельности.

Закон Украины «О внесении изменений в ст.25 Закона Украины «Об отпусках» (от 11.05.2010 г. № 2169-VI), которым введено обязательное предоставление матери или другому лицу, осуществляющему присмотр за ребенком, отпуска без сохранения заработной платы на период установления карантина на соответствующей территории.

Закон Украины «О государственно-частном партнерстве» (от 01.07.2010 г. №2404-VI), который определяет организационно-правовые основы взаимодействия государственных партнеров с частными партнерами и основные принципы государственно-частного партнерства на договорной основе.

Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (от 08.07.2010 г. № 2464-VI), которым вместо перечисления взносов четыре разных фонда производится перечисление единого взноса и консолидируется в одном органе (Пенсионном фонде) функций учета плательщиков единого взноса, сбора страховых средств, принятия отчетности по их оплате, контролю за полнотой и своевременностью перечисления единого взноса, взыскания задолженности.


Закон Украины «О сокращении задолженности перед Пенсионным фондом Украины предприятий, имеющих стратегическое значение, и угледобывающих предприятий и восстановление пенсионных прав их работников» (от 09.09.2010 г. № 2508-VI), которым рассрочена задолженность по недоимкам в Пенсионный фонд и частично списаны штрафы и пеня, начисленные на указанные суммы, а период, за который рассрочена задолженность, для работников указанных предприятий учитывается в системе персонифицированного учета, как период за который уплачены страховые взносы в полном объеме.

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сроков выплаты заработной платы» (от 23.09.2010 г. № 2559-VI), которым ужесточены соответствующие нормы трудового законодательства, в частности теперь установлен предельный срок до которого работодатель должен выплатить зарплату – 7 дней после окончания периода за который выплачивается заработная плата.

Налоговый кодекс Украины (от 02.12.2010 г. № 2755-VI), которым упорядочены нормы связанные с налогообложением юридических и физических лиц, внесены определенные изменения в порядок налогообложения доходов и выплат профсоюзных организаций. Так, среди его норм, касающихся деятельности профсоюзных организаций, следует отметить прежде всего:

- освобождение от налогообложения профсоюзных выплат (в определенном размере);

- расширение перечня доходов профсоюзных организаций, освобожденных от налогообложения путем включения в этот перечень стоимости имущества и услуг, полученных первичной профсоюзной организацией от работодателя согласно статье 42 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

- решение проблемы отнесения на валовые расходы отчислений первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу.

Принятый Налоговый кодекс Украины также имеет целью создание прозрачной налоговой системы, которая будет способствовать созданию условий для эффективного функционирования экономики.


Президентом, к сожалению, ветирован принятый Верховной Радой Закон Украины «О запрете ликвидации, перепрофилирования, отчуждения и передачи в аренду оздоровительных учреждений для осуществления деятельности, не связанной с оздоровлением и отдыхом» (от 21.12.2010 г. законопроект № 6436), которым предполагалось запретить органам исполнительной власти и местного самоуправления принимать решения о перепрофилировании (изменении основного вида экономической деятельности), отчуждении, ликвидации, передаче в залог (ипотеку) оздоровительных учреждений, находящихся в государственной и коммунальной собственности. Также документ предусматривал запрет на решения об их слиянии, присоединении, разделении, превращении, выделе, передаче в аренду и внесении залога как вклада в совместную деятельность для осуществления деятельности, не связанной с оздоровлением и отдыхом населения.

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» (от 23.12.2010 г. № 2857-VI), которым в частности установлены параметры расходов бюджета на финансирование предприятий угольной промышленности, уровни минимальной заработной платы и прожиточного минимума на 2011 год.

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оплаты одноразового отпуска в связи с усыновлением ребенка» (от 21.12.2010 г. № 2824-VI), которым установлены соответствующие нормы уравнивающие в правах усыновителей малолетних детей и родителей.

Закон Украины «О социальном диалоге» (от 23.12.2010 г. № 2862-VI), который определяет правовые основы организации и порядка ведения социального диалога в Украине с целью разработки и реализации государственной социальной и экономической политики, регулирования трудовых, социальных, экономических отношений и обеспечение повышения уровня и качества жизни граждан, социальной стабильности в обществе.

С 1 января 2011 года вступает в силу часть первая статьи 12 Закона Украины «О газе (метан) угольных месторождений» (от 21.05.2009 г. № 1392-VI), согласно которой не допускается эксплуатация угольных месторождений с повышенным уровнем концентрации газа (метана) без проведения необходимых мер по вентиляции или дегазации, которые обеспечивают приведение концентрации газа (метана) к установленным нормативам.



Приняты постановления Кабинета Министров Украины:


от 13.01.2010 г. № 34, которым утверждены изменения, внесенные в порядки утвержденные постановлениями Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. № 77 и от 12.08.2009 г. № 887;

от 05.05.2010 г. № 330 «Об определении и применении минимальной заработной платы в почасовом размере»;

от 14.07.2010 г. № 577 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 19.03.2008 г. №223», которым утвержден новый перечень профессий и специальностей, по которым работодателям может предоставляться дотация для обеспечения молодежи первым рабочим местом;

от 08.09.2010 г. № 861 «Об упорядочении отдельных вопросов относительно внедрения упрощенного порядка назначения и предоставления населению субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива»;

от 17.11.2010 г. № 1059 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от проведения хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мер государственного надзора (контроля)»;

от 05.01.2011 г. № 3 «О реализации Закона «О сокращении задолженности перед Пенсионным фондом Украины предприятий, имеющих стратегическое значение, а также угледобывающих предприятий и возобновление пенсионных прав их работников, которым утвердил Порядок рассрочки задолженности по уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства.


Кабинет Министров Украины своим распоряжением от 15.11.2010 г. № 2130-р принял решение о переносе рабочих дней в 2011 году.

Министерство труда и социальной политики направило письмо от 25.08.2010 г. №9111/0/14-10/13 «О расчете нормы продолжительности рабочего времени на 2011 год».



Министерство юстиции Украины письмом от 05.10.2009 г. № КО-25653-19 дало разъяснения по открытым акционерным обществам, в частности о ведомостях, которые должен содержать устав хозяйственного товарищества и о регистрации изменений в учредительных документах.


Правление Фонда социального страхования по временной нетрудоспособности

- постановлением от 15.04.2010 г. № 9 (зарегистрировано в Минюсте 17.05.2010 г. № 330/17625) утвердило граничные нормы затрат на питание, лечение и культурное обслуживание детей, являющихся членами семей застрахованных лиц, в детских оздоровительных учреждениях на 2010 год,

- постановлением от 15.04.2010 г. № 14 (зарегистрировано в Минюсте 17.05.2010 г. № 331/17626) утвердило изменения в порядок частичного финансирования санаториев-профилакториев за счет средств Фонда социального страхования по временной нетрудоспособности;

- постановлением от 26.05.2010 г. № 16 (зарегистрировано в Минюсте 22.06.2010 г. № 419/17714) утвердило Порядок частичного финансирования детско-юношеских спортивных школ за счет средств Фонда социального страхования по временной нетрудоспособности.


Правление Пенсионного фонда Украины

- постановлением от 27.09.2010 г. № 21-5 (зарегистрировано в Минюсте 27.10.2010 г. № 994/18289) утвердило Инструкцию о порядке начисления и оплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;

- постановлением от 08.10.2010 г. № 22-2 (зарегистрировано в Минюсте 01.11.2010 г. № 1014/18309) утвердило Порядок формирования и предоставления страховщиками отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;

- постановлением от 08.10.2010 г. № 22-7 (зарегистрировано в Минюсте 12.11.2010 г. № 1096/18391) утвердило Порядок рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об оплаты недоимки за оплату единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.



Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору приказом от 22.03.2010 N 62 утвердил НПАОП 10.0-1.01-10 "Правила безопасности в угольной шахте" (далее - Правила безопасности), который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины от 17.06.2010 N 398/17693.


Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики приказами:

от 18.02.2010 г. № 48 «Об утверждении национальных стандартов Украины» утвердил национальный стандарт ДСТУ 7146:2010 «Уголь каменный и антрацит на бытовые нужды. Технические условия»;

от 28.07.2010 г. №327 «Об утверждении, внесении изменений и отмене нормативных документов» утвердил в новой редакции классификатор профессий ДК 003:2010 на замену ранее действующего ДК 003:2005.


В тоже время в силу многих политических событий тормозивших работу Верховной Рады не был принят ряд подготовленных проектов законодательных актов касающихся непосредственно угольной промышленности («Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об обеспечении социальных гарантий работников горных предприятий» и ряд других).


В ноябре 2010 г. было подписано Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2010-2012 годы. Ряд его положений требует соответствующего отражения в коллективных договорах.

18 сентября 2008 года на третьем съезде профсоюза работников угольной промышленности Украины, принята новая редакция Устава профсоюза, которая приказом № 105/5 от 23.01.2009 года принята к сведению Минюстом Украины. В этой связи необходимо внести соответствующие изменения в названиях должностей лиц, представляющих профсоюзные организации соответствующего уровня.


Колдоговорная кампания 2011 года, будет проходить в условиях продолжающегося реформирования угольной промышленности, более широкого размаха приватизации ее предприятий, воздействия последствий вступления Украины в СОТ.



Важным документом, который будет оказывать влияние на предприятия отрасли, является Программа экономических реформ на 2010-2014 гг. «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», содержащая раздел «Реформа угольной отрасли». Однако, как отмечалось в постановлении Пленума ЦК профсоюза от 23.11.2010 г. № 6-1, данный раздел «нуждается в серьезной доработке, поскольку в нем неверно определены основные проблемы отрасли и причины кризисного состояния угольной промышленности Украины. Профсоюз не может согласиться с предложенными в нем «рецептами» оздоровления отрасли в виде ускоренного закрытия шахт, «перенаправлением дотации из субсидирования себестоимости на переквалификацию и повышение мобильности высвобождаемых работников», «перераспределением рабочей силы в отрасли, демонстрирующие рост, и в активно развивающиеся регионы», и считает подобную постановку вопросов не только ошибочной, но и вредной, не отвечающей программным заявлениям Президента Украины В.Ф.Януковича о недопустимости закрытия шахт, не отработавших свои запасы. Попытка реализации подобных планов может привести к разрушению большинства предприятий угольной промышленности, росту социально-экономической напряженности в угольных регионах Украины и их ускоренному упадку, уничтожению фундамента энергетической безопасности страны». В связи с чем, было предложено Комитету по экономическим реформам при Президенте Украины упомянутый раздел в Программе экономических реформ Украины на 2010-2014 гг. переработать с участием академических и отраслевых научных учреждений и профсоюзов, сделав в нем акцент на развитии отрасли, а не на ликвидации значительной части ее предприятий.

Во исполнение упомянутой программы был издан Минуглепромом приказ от 22.07.2010 N 270 «Об утверждении и выполнении плана-графика реформ по направлению "Реформа угольной отрасли» (с изменениями, внесенными согласно Приказам Министерства угольной промышленности N 312 от 17.08.2010 и N 400 от 11.10.2010). В соответствии с этим приказом определены сроки проведения мероприятий по реформированию угольной промышленности и организации работ по их выполнению.


Необходимо также упомянуть приказ Минуглепрома от 03.08.2010 N 287 « Об усовершенствовании отраслевой инвестиционной деятельности», которым утвержден порядок разработки, проведения оценки и отбора отраслевых инвестиционных проектов (программ), предусматривающих привлечение инвестиционных ресурсов.

Приказом Минуглепрома от 18.08.2010 N 314 « Об организации внедрения на государственных предприятиях Правил безопасности в угольной шахте» определен порядок внедрения упомянутых Правил на шахтах, обучения им персонала и проверки их усвоения.

Приказ Минуглепрома от 17.09.2010 N 358 « Об активизации работы по улучшению состояния здоровья», которым предусматривалось на базе результатов проведенных медосмотров работников угледобывающих предприятий, работающих во вредных и опасных условиях, предоставить Минуглепрому выводы относительно состояния здоровья указанных работников и рекомендации относительно их лечения, реабилитации и оздоровления, а также поручалось Департаменту промышленной безопасности и охраны труда Минуглепрома осуществлять мониторинг проведения профессиональных медосмотров работников угледобывающих предприятий.

Определенное влияние на колдоговорную работу могут оказать решение заседания постоянно действующей комиссии по охране труда, промышленной, экологической безопасности и дегазации при коллегии Минуглепрома (Решение утверждено Приказом Министерства угольной промышленности N 466 от 23.11.2010).

Приказ Минуглепрома от 26.11.2010 N 478 «Об утверждении Методических рекомендаций по прогнозированию технико-экономических показателей деятельности угледобывающих предприятий», которым установлен соответствующий порядок определения ряда прогнозных экономических параметров для установления необходимых объемов государственной поддержки на частичное покрытие расходов по себестоимости готовой товарной продукции.

12 августа 2009 года Кабинет министров Украины принял Постановление № 887 “Об утверждении Порядка предоставления компенсации лицам, имеющим право на бесплатное получение угля на бытовые нужды, но проживающих в домах с центральным отоплением”, а 13 января 2010 г. Постановлением № 34 внес в него изменения. Указанные Постановления не запрещают предоставление компенсаций за счет предприятий, т.е. сохраняются льготы, предусмотренные Коллективными договорами. В данном случае необходимо руководствоваться тем, что сумма выплат компенсации за счет предприятий и за счет бюджетных средств не должна превышать стоимости льготного бытового топлива в соответствии с обязательствами по коллективным договорам. Однако, пока данная норма не реализуется в полной мере из-за задержки с утверждением перечня профессий работников по добыче (переработке) угля угледобывающих (перерабатывающих) предприятий и углестроительных предприятий, которым безвозмездно предоставляется уголь на бытовые потребности и в состав совокупного месячного или годового облагаемого налогом дохода которых не включается стоимость этого угля. Однако по данному вопросу следует руководствоваться письмом зам. Министра труда и социальной политики Украины Горячей Е. от 05.11.2009 г. №3730/0/10-09/5, в котором сказано, что до утверждения упомянутого перечня следует руководствоваться Перечнем профессий, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 14.04.2004 г. № 462.

Как и в предыдущие годы в числе подписантов соглашения есть не только высший отраслевой орган государственного управления – Министерство угольной промышленности Украины, но и полномочные представители других крупнейших собственников: Фонд государственного имущества Украины, Всеукраинское отраслевое объединение работодателей угольной промышленности «Укруглеработодатели», ООО «Донбасская топливно-энергетическая компания», ОАО «Авдеевский КХЗ», что распространяет действие соглашения на большинство предприятий угольной промышленности, включая его подотрасли. В настоящее время идут сложные переговоры с стороной собственников по внесению изменений и дополнений в Отраслевое соглашение, срок окончания которых сложно предусмотреть, поэтому при проведении колдоговорной кампании важно предусмотреть возможность последующей реализации результатов этих переговоров в коллективном договоре своего предприятия.


При этом целесообразно параллельно вести работу по заключению коллективных договоров на разных уровнях, поскольку решение ряда ключевых вопросов на уровне шахты невозможно без его принципиального решения на уровне компании (ГП). В ряде случаев, и со стороны представителей администрации, и со стороны профсоюзных работников, высказываются сомнения в целесообразности заключения коллективных договоров на уровне структурных подразделений. Это обосновывается тем, что практически все реальные права по распоряжению ресурсами принадлежат руководству ГП – территориальных компаний. Однако, ст. 2 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» и п.6.6.3 Типового Устава ГП, предусматривают возможность заключения коллективного договора на уровне структурного подразделения с соответствующим делегированием прав его руководителю. А существенные различия сложившихся технико-экономических и социальных условий работы шахт, фабрик, заводов и других подразделений, состоящих в ГП (компаниях), которые объективно существуют и должны быть учтены при организации трудовых и производственных процессов, обусловливают необходимость заключения колдоговоров на уровне структурных подразделений. Ряд документов, являющихся обязательными приложениями к коллективному договору (Правила внутреннего трудового распорядка, Продолжительность ежегодных отпусков, в т.ч. дополнительных за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, График и маршруты движения автобусов для подвозки трудящихся и др.) должны быть составлены с учетом особенностей каждого структурного подразделения. Поэтому при согласовании проектов уставных документов необходимо чтобы были закреплены полномочия работодателя в лице руководителя структурного подразделения заключать коллективные договоры на уровне структурного подразделений от имени юридического лица. Аналогично при контроле выполнения коллективного договора важно закрепить обязанность работодателя не менее двух раз в год отчитываться о выполнении коллективного договора по каждому структурному подразделению, при этом один раз в год - на конференции трудового коллектива данного структурного подразделения. Заключение коллективного договора на уровне структурных подразделений также позволит избежать ситуации, когда при выделении того или иного структурного подразделения из состава ГП (ОАО) у данного подразделения не будет действующего легитимного коллективного договора.



По вопросу колдоговорной кампании следует руководствоваться решением Президиума ЦК профсоюза от 28 декабря 2010 года (постановление № 12-2), которое обязывает профсоюзные организации всех уровней инициировать заключение новых коллективных договоров с полномочными представителями собственника, а также провести проверку выполнения действующих, внеся в необходимых случаях соответствующие дополнения и изменения. При этом можно использовать и механизм инициации переговоров по коллективному договору, в соответствии с которым другая сторона не имеет права отказаться от переговоров, а обязана в течение 7 дней приступить к ним (ч.3 ст. 10 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях». В соответствии с п.7 ст.65 Хозяйственного кодекса Украины (от 16.01.2003 г. № 436 – IV) «на всех предприятиях, использующих наемный труд, между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом или уполномоченным им органом должен заключаться коллективный договор». Порядок организации колдоговорной работы изложен в «Методические рекомендации по организации колдоговорной работы на предприятиях и в организациях угольной промышленности Украины», одобренных постановлением Президиума ЦК профсоюза от 11.12.2007 г. № 34-2. В соответствии с этими документами главный упор в колдоговорной кампании 2011 г. должен быть сделан на проверку выполнения обязательств собственника по коллективным договорам и Отраслевому соглашению.

При этом следует использовать преимущества экономической стабилизации и роста производства в интересах человека труда путем:

создания цивилизованного и сбалансированного рынка труда, значительного увеличения количества создаваемых конкурентоспособных рабочих мест, для обеспечения эффективной занятости населения;


справедливого распределения результатов труда и искоренения бедности среди работающих;

повышение эффективности системы социального страхования и социальной защиты населения;

обеспечение здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем) месте;

повышение эффективности социального диалога, охвата коллективными договорами и соглашениями всех членов профсоюзов.


Подготовлен план спортивных мероприятий на 2011 год, который находится на рассмотрении в Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины

В нем в частности предусмотрено проведение ряда внутриотраслевых соревнований, в их числе такие, как:


  • в марте –V Всеукраинской Спартакиады среди добычных и проходческих бригад угольной отрасли Украины под девизом «Всей бригадой на стадион»;

  • в мае-августе – IХ розыгрыш переходящего Кубка угольной промышленности по футболу;

  • в июне – V Спартакиада трудящихся угольной промышленности Украины;

  • в июле – турнир «Богатырские игры Шахтеров»;

  • в сентябре – ІІ«Шахтариада» трудящихся угольной промышленности Украины.

Итоговым отраслевым турнирам и Спартакиадам должны предшествовать спортивные соревнованиям внутри Государственных предприятий, объединений и т.д. В коллективных договорах необходимо предусмотреть расходы на подготовку и проведение указанных мероприятий (составление положений и сценариев, аренда спортивных сооружений, приобретение спортивной формы и инвентаря, оплата командировочных расходов и судейства, поощрение тренеров, награждение победителей и организаторов соревнований, прочие расходы). Кроме того, планируется участие сборной команды предприятий отрасли в XVII Всеукраинской межотраслевой спартакиаде. В связи с этим в колдоговор на 2011 г. целесообразно заложить обязательства собственника по финансированию участия команд предприятия в спартакиадах, а в обязательства профкома (теркома) организацию проведения соответствующих соревнований.


В условиях активных попыток работодателей «протолкнуть» через Верховную Раду ряд законопроектов, прямо направленных на усиление роли собственника и ослабление, сужение прав наемных работников, колдоговор приобретает едва ли не единственную возможность для трудового коллектива предприятия «застолбить» за собой ряд позиций, гарантирующих ему защиту своих прав.

Напоминаем, что в соответствии со ст. 9 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» нормы генерального и отраслевого соглашений обязательны для всех субъектов, находящихся в сфере действия сторон.

Исходя из указанных документов, при заключении коллективного договора следует добиваться включения в него следующих обязательств:


  1. Общие положения


В связи с изменениями в Уставе профсоюза следует изменить наименование должностей лиц, представляющих профсоюзные организации соответствующего уровня.

В пункте, где указывается, на кого распространяется действие коллективного договора, достаточно указать, что он распространяется на всех работников Предприятия, не акцентируя внимание на членстве или не членстве в профсоюзе.

Ввиду приватизации предприятий и последующих изменений собственников в этой части колдоговора обязательно следует указать, что на предприятие распространяется действие Отраслевого соглашения между Министерством угольной промышленности Украины, другими государственными органами, собственниками (объединениями собственников), действующими в угольной промышленности, и всеукраинскими профсоюзами угольной промышленности от 03.07.2001 г. (регистрационный номер в Министерстве труда и социальной политики Украины № 71 от 07.08.2001 г.) с дополнениями и изменениями.

В Отраслевое соглашение внесено положение о том, что порядок согласования распорядительных документов на уровне Предприятия определяется его коллективным договором. То есть за основу можно принять порядок, который установлен в отраслевом соглашении, но модернизировать его к условиям данного предприятия. При этом, следует иметь ввиду, что приведенный в Отраслевом соглашении перечень вопросов, по которым распорядительные документы согласовываются с профсоюзным органом соответствующего уровня не является исчерпывающим. Например, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.92 № 442 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей с льготным пенсионным обеспечением работников утверждается приказом по Предприятию только после согласования с профсоюзным комитетом. Но в перечне, приложенном к разделу 4 Отраслевого соглашения данного вопроса нет, поскольку это вопрос уровня Предприятия и его структурных подразделений.



  1. По вопросам оплаты труда


При подготовке коллективного договора у сторон могут возникнуть определенные неясности об обязательности применения некоторых изданных в последние годы отраслевых документов, относящихся к нормам и нормативам трудовых затрат. Решать такие вопросы следует с учетом приложений 32 и 33 к Условиям оплаты труда Отраслевого соглашения. Те документы, которые включены в приложение 33 или изданы во исполнение приложения 32 и согласованы с профсоюзомявляются обязательными для применения, остальные – носят рекомендательный характер (п. 9.1 Отраслевого соглашения).

В минувшем году на ряде предприятий негосударственной формы собственности было начато внедрение системы оплаты труда по так называемым грейдам, которая прямо не привязана к существующей тарифной системе оплаты труда и имеет с последней ряд существенных различий, которые не отражены в Отраслевом соглашении. При применении данной формы очень важно на уровне коллективного договора закрепить обязательность пересмотра минимальных базовых окладов в связи с изменениями минимальной заработной платы, соответствие этих окладов квалификации персонала и условиям труда и т.д.

В связи с ожидаемыми изменениями в форме собственности еще целого ряда предприятий отрасли можно ожидать попыток распространения подобной системы оплаты труда на другие предприятия.

При этом следует обратить внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством (ст. 13 и 97 КЗоТ Украины и ст. 15 Закона Украины «Об оплате труда») выбор форм и систем оплаты труда является прерогативой коллективного договора между собственником (представителем собственника) и трудовым коллективом, но при «соблюдении норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями».

На отраслевом уровне общие подходы к организации оплаты труда вырабатываются в ходе переговоров по заключению Отраслевого соглашения (ст.8 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях»). И нет никакой необходимости вмешиваться во внутренние дела предприятий (хозяйственных субъектов) и их трудовых коллективов ни Министерству, ни тем более другим органам государственной исполнительной власти. Потому, что это может быть истолковано, как ограничение прав трудящихся и представляющих их профессиональных союзов. В тоже время контролирующие органы обязаны и должны добиваться от работодателей всех форм собственности соблюдения установленных в законодательстве и Отраслевом соглашении гарантий в оплате труда.


Поэтому окончательное решение о применении на предприятии той или иной системы оплаты труда остается за трудовым коллективом, который может согласиться или не согласиться с переходом на ту или иную систему оплаты труда, или, наоборот, в ходе переговоров – потребовать ее применения.


    1. Обязательства представителя собственника (работодателя, администрации предприятия):

  • в том случае, если по предприятию не погашены суммы задолженности по заработной плате и приравненным к ней выплатам (по состоянию на 01.01.2011 г.): предусмотреть ее погашение в 1-м полугодии 2011 года с определением источников погашения и приложением согласованного графика погашения этой задолженности. Одновременно с выплатой сумм задолженности выплачивать компенсацию утраты части доходов (зарплаты) в связи с задержкой сроков их выплаты в порядке, предусмотренном действующим законодательством (по суммам задолженности после 01.01.2001 – Закон Украины «О компенсации гражданам утраты части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты» и «Об утверждении Порядка компенсации гражданам утраты части денежных доходов в связи с нарушением сроков их выплаты», утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 21.02.2001 г. № 159 с дополнениями и изменениями);
  • производить оплату труда согласно Положению об оплате труда (приложение к колдоговору). При этом в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» тарифные ставки и должностные оклады, должны быть установлены в размерах больших, чем рассчитанные из уровня минимальной тарифной ставки работника 1-го разряда 941 грн. в месяц (100% минимальной заработной платы, установленной с 01.01.2011 г. без увеличения на коэффициент 1,2 поскольку ее размер не меньше прожиточного минимума и соответствующая норма отраслевого соглашения практически утратила свои основания), а для работников, занятых на подземных работах, из 1223,3 грн. (941 грн. х 1,3 – по Закону «О повышении престижности шахтерского труда»);


с 1 апреля 2011 г., но не позднее 1 октября 2011 г. – из расчета 960 грн. в месяц, а для работников, занятых на подземных работах, - из 1248 грн. (960 грн. х 1,3);

с 1 октября 2011 г., но не позднее 1 апреля 2012 г. – из расчета 985 грн. в месяц, а для работников, занятых на подземных работах, - из 1280,5 грн. (985 грн. х 1,3);

с 1 декабря 2011 г. – из расчета 1004 грн. в месяц, а для работников, занятых на подземных работах, из 1305,2 грн. (1004 грн. х 1,3) – (пункты 9.4.1, 9.4.2 и 9.4.6 Отраслевого соглашения);

  • учитывать при установлении тарифных ставок и окладов региональные коэффициенты. Поскольку имеются значительные различия в уровне цен между регионами с целью частичного выравнивания оплаты труда в зависимости от этих уровней профсоюзам удалось добиться в Генеральном соглашении рекомендательной нормы относительно определения в региональных соглашениях тарифных ставок (окладов) с применением коэффициента превышения в регионе прожиточного минимума над законодательно установленным уровнем (пункт 2.9. Генерального соглашения). В Донецкой области этот коэффициент предварительно установлен на уровне 1,15 к минимальной заработной плате;

  • в случае невозможности введения в настоящий момент предусмотренных генеральным и отраслевым соглашениями уровней тарифных ставок (окладов) в виде исключения – определить график перехода предприятия (структурного или обособленного подразделения) на данные уровни тарифных ставок, но в любом случае после 1 января 2011 г. ставки и оклады должны быть рассчитаны из уровня превышающего 888 грн. в месяц (минимальной заработной платы, установленной с 01.07.2010 г.) с соблюдением межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда, установленных Отраслевым соглашением));

после 1 апреля 2011 г. – из уровня превышающего 907 грн. в месяц (минимальной заработной платы, установленной с 01.10.2010 г.);


после 1 июня 2011 г. - из уровня превышающего 922 грн. в месяц (минимальной заработной платы, установленной с 01.12.2010 г.);

после 1 июля 2011 г. - из уровня превышающего 941 грн. в месяц (минимальной заработной платы, установленной с 01.01.2011 г.);

после 1 октября 2011 г. - из уровня превышающего 960 грн. в месяц (минимальной заработной платы, установленной с 01.04.2011 г.).


  • обеспечить проведение индексации заработной платы и других социальных выплат в соответствии с Законом Украины «Об индексации денежных доходов населения» (от 06.02.2003 г. № 491 – IV), порядок проведения индексации денежных доходов населения утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 г. № 1078 (с изменениями и дополнениями внесенными постановлениями от 17.05.2006 г. № 690, от 11.07.2007 г. № 913 и от 12.03.2008 г. № 170);

  • принимать меры по обеспечению уровня среднемесячной зарплаты работников предприятия (структурного подразделения) не ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица: с 1 января 2011 г. - 941 грн., ., с 1 апреля – 960 грн., с 1 октября – 985 грн., с 1 декабря 1004 грн. (п. 9.4.6 Отраслевого соглашения и ст. 21 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год»);

  • внести изменения в приложения, касающиеся вопросов доплат и надбавок к тарифным ставкам, приведя их в соответствие с новой редакцией Генерального и Отраслевого соглашения (сняты ограничения по доплатам за работу в вечернее время, за ученую степень, часть ограничений по выполнению обязанностей временно отсутствующего работника, добавлена доплата за работу в обводненных стволах);
  • внести изменения касающиеся сроков выплаты заработной платы в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сроков выплаты заработной платы» (от 23.09.2010 г. № 2559-VI), предусмотрев что заработная плата выплачивается всем работникам независимо от названия профессии и отношения к видам деятельности регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором, но не реже двух раз на месяц через промежуток времени, который не превышает шестнадцать календарных дней и не позже семи дней по окончании периода, за который осуществляется выплата. Размер заработной платы за первую половину месяца определяется коллективным договором, но не меньше оплата, за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада) работника.


  • трудящимся, увольняемым с работы в связи с призывом или зачислением на воинскую службу выплачивать выходное пособие в размере двух минимальных заработных плат ст. 119 КЗоТ и ст.21 Закона Украины «О военной обязанности и воинской службе».




  1. По вопросам трудовых отношений



В Украине все больше и больше находят применение «нестандартные» формы трудовых отношений. Более подробно с данным видом отношений можно познакомиться в «Рекомендациях для работников профсоюзных органов по проблемам, возникающим в условиях применения «нестандартных» форм трудовых отношений, ведущих к неустойчивой занятости работников предприятий», направленных в адрес всех территориальных организаций Профсоюза, и в Особенностях колдоговорной работы на 2010год. В связи с расширением практики применения со стороны работодателей (собственников) нестандартных форм трудовых отношений профсоюзным органам всех уровней надо предпринять определенные меры для минимизации тех негативных последствий, которые могут быть вызваны вышеуказанными действиями работодателей (собственников), а именно:

  • усилить в трудовых коллективах информационную пропаганду (правовой всеобуч) о возможных последствиях необоснованного вывода работников из штата предприятия путем передачи отдельных постоянных функций предприятия для выполнения сторонними организациями на основе незаконных форм трудовых отношений.

  • в ходе колдоговорной кампании в обязательном порядке включать в колдоговора положения, направленные:

а) на недопущение необоснованной передачи постоянных функций по выполнению работ технологического процесса предприятий угольной отрасли (независимо от форм собственности), относящихся к группе особо опасных и вредных производств, для выполнения сторонними организациями;

б) на обязательное участие профсоюза в подготовке условий проектов договоров с сторонними исполнителями при передаче непрофильных услуг и выведении персонала за штат предприятия.



Кроме того, в данный раздел коллективного договора необходимо включить следующие Обязательства представителя собственника (работодателя, администрации предприятия):


  • при заключении трудового договора работник должен быть информирован под роспись об условиях труда на рабочем месте, опасных и вредных производственных факторах, которые еще не устранены и возможных последствиях их воздействия на здоровье и о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии со ст.5 Закона Украины «Об охране труда»;

  • наименования профессий и должностей работников устанавливаются в соответствии с Классификатором профессий ДК 003:2010, утвержденным приказом Госпотребстандарта Украины от 28.07.2010 г. №327, вступили в силу 01.11.2010 г.




  1. По вопросам занятости, профессионального обучения, производственной и экономической деятельности:


В этих вопросах следует руководствоваться нормами Генерального и Отраслевого соглашений. В частности в новом Генеральном соглашении в продолжение предыдущего удалось сохранить по существу принцип - первичные профсоюзные организации и далее при ведении коллективных переговоров с работодателями имеют дополнительные правовые основания настаивать на включении соответствующих предложений к производственному разделу коллективных договоров.

В части договоренностей Сторон в Генеральном соглашении сохранена норма по обеспечению повышения квалификации работников не реже одного раза в пять лет. Профсоюзы видят в профессиональной подготовке персонала, в том числе на производстве, путь к решению проблемы качества и конкурентоспособности работников. Поэтому в Соглашении предусмотрено обеспечение повышения квалификации работников не реже одного раза в пять лет. В развитие этих обязательств стороны Генерального соглашения рекомендуют предусматривать в отраслевых соглашениях, колдоговорах конкретные объемы финансирования профессионального обучения за счет работодателя и предельные периоды работы для его обязательного проведения (подпункт 1.40.1). Например, в развитых странах такой период составляет от 1 до 3 лет.



    1. Обязательства представителя собственника (работодателя, администрации предприятия):

  • изменения устава предприятия (положения о структурном подразделении) производить с учетом мнения соответствующих профсоюзных органов (п.7.6 Отраслевого соглашения);

  • выделять на профессиональное обучение работников не менее определенного в колдоговоре объема средств;

  • с целью повышения социальной защиты работников предприятия и направления части средств для реинвестирования в предприятия угольной промышленности, принять участие в созданном на отраслевом уровне профессиональном негосударственном пенсионном фонде «Шахтер». Минимальный размер средств направляемых на эти цели Предприятием установлен в Отраслевом соглашении на уровне 3 % (п.7.12). Конкретные размеры взносов устанавливаются коллективными договорами (п.7.13). Предприятия всех форм собственности ежегодно должны предусматривать в финансовых планах средства для негосударственного пенсионного обеспечения работников (п. 7.14);

  • в случаях массового увольнения работников предприятия (более 10 % численности персонала в совокупности в течение до 3-х месяцев) рассмотрение вопроса должно осуществляться с обязательным уведомлением представителей местных органов власти (п. 11.15 Отраслевого соглашения и 1.41 Генерального соглашения);

  • в случае изменения формы собственности Работодатель и органы Фонда государственного имущества Украины не реже одного раза в год по требованию профкома приватизированного предприятия предоставляют ему информацию о соблюдении «Фиксированных условий купли-продажи» (п. 1.16 Отраслевого соглашения и 1.14 Генерального соглашения);
  • с целью привлечения молодежи на производство и обеспечения ее первым рабочим местом рекомендовано включать в коллективные договоры пункты (п.6.7 Отраслевого соглашения):


- осуществлять обязательное трудоустройство выпускников профильных учреждений образования всех уровней аккредитации, которые обучались за средства Предприятия по его направлению;

- осуществлять меры по привлечению квалифицированных молодых специалистов и работников на Предприятие;

  • создавать условия на Предприятии для прохождения практики учениками и студентами профильных учебных учреждений.




  1. По вопросам режима труда и отдыха:




    1. Обязательства представителя собственника (работодателя, администрации предприятия):

  • в связи с отменой действия прежней «Инструкции по статистике численности трудящихся, занятых в народном хозяйстве Украины» (утверждена приказом Министерства статистики Украины от 07.07.1995 № 171 и принятием новой «Инструкции по статистике количества трудящихся» (утверждена приказом Госкомитета статистики Украины от 28.09.2005 № 286, согласована Министром труда и социальной политики Украины и зарегистрирована в Минюсте 30.11.2005 г. №1442/11722) исчезла нормативная база для отнесения работников предприятий к ППП или непромгруппе. Поэтому при заключении коллективных договоров надо стремиться расширить нормы предоставления оплачиваемых ежегодных отпусков, применяемые для ППП на весь персонал предприятия;

  • в случае невозможности доставки работников Предприятия на работу и с работы служебным автотранспортом Предприятие может компенсировать затраты работников на проезд общественным транспортом, порядок такой компенсации должен быть определен в коллективном договоре;

  • не допускать использование рабочих на подземных работах продолжительностью смены более 6 часов;
  • сверхурочными считаются работы сверх установленной этим Договором продолжительности рабочего времени;


  • лицам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, – на один час в неделю уменьшается установленная продолжительность рабочего времени с сохранением размера заработной платы.




  1. По охране труда




    1. Обязательства администрации (работодателя):

  • в обязательном порядке предусмотреть финансирование за счет средств предприятия деятельности технической инспекции профсоюза (осуществление независимого контроля за охраной труда) и доверенного врача и правовых инспекторов труда, оговорить его размеры и условия (п.10.29 и 12.8 Отраслевого соглашения) и периодически заслушивать руководителя предприятия о выполнении данного пункта на профкоме;

  • следует указать, что Работодатель должен обеспечить работников средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормам, для чего направлять не менее 3 % средств, полученных от реализации угольной продукции на приобретение самых необходимых средств индивидуального и коллективной защиты шахтеров, в том числе не менее 1 % – на приобретение средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, рукавиц и т.п.) (п.10.26);

  • Работодатель за свои средства на предусмотренных коллективными договорами условиях осуществляет меры по поощрению общественных инспекторов Профсоюза (п. 10.29);
  • Работодатель за свои средства обеспечивает организацию и финансирование в полном объеме проведение предварительного (во время приема на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, или таких где есть потребность в профессиональном подборе, ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года, создает для этого необходимые условия. По результатам периодических медицинских осмотров в случае необходимости Работодатель обеспечивает проведение оздоровительных мер (п.10.34);


  • в соответствии с отраслевым Положением о системе управления производством и охраной труда, Работодатель должен предусматривать и осуществлять меры по материальному и моральному поощрению трудовых коллективов (бригад, звеньев, участков, цехов), которые работают без нарушений правил техники безопасности, и где наиболее низкие показатели по общей и профессиональной заболеваемости и травматизму (п.10.35).


6.2. Совместные обязательства администрации (работодателя) и профсоюзной организации (трудового коллектива):

  • технические инспектора труда Укруглепрофсоюза имеют право приостанавливать ведение работ в случаях выявления нарушений нормативних актов по охране труда. Там где появилась угроза жизни либо здоровью работников, главный технический (технический) инспектор труда, согласно принятому 29.10.2008 г. на пленуме ЦК ПРУПУ «Порядку о немедленной приостановке работ…», должен немедленно простановить работу и наложить пломбу на соответствующее оборудование. Об этом он должен известить диспетчера предприятия, руководителя работ на рабочем месте и потребовать немедленно вывести работников в безопасное место. В выданном им работодателю представлении он должен потребовать устранения создавшейся ситуации, а в случае самостоятельного снятия пломбы и возобновления без разрешения работ, передать необходимые материалы о действиях должностних лиц правоохранительным органам. Вопрос остановки работ отдельных цехов и предприятий, которые не отвечают необходимым требованиям охраны труда, должен выноситься на заседание Президиума ЦК профсоюза работников угольной промышленности Украины;

  • график проведения аттестации рабочих мест является обязательным приложением к колдоговору на предприятиях отрасли, где есть условия труда, работа в которых дает работникам право на досрочный выход на пенсию.




  1. Социальная защита трудящихся




    1. Обязательства администрации (работодателя):

  • обеспечение топливом на бытовые нужды работников и пенсионеров предприятия, условия его отпуска и доставки в соответствии со ст.43, 48 Горного закона Украины и пп.12.10-12.12 отраслевого тарифного соглашения, но не менее 5,9 тонн на домостроение в год. В 2010 г. Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) приказом от 18.02.2010 г. № 48 «Об утверждении национальных стандартов Украины» был утвержден национальный стандарт ДСТУ 7146:2010 «Уголь каменный и антрацит на бытовые нужды. Технические условия». Однако в связи с неготовностью большинства ГП к его введению приказом Госпотребстандарта от 08.11.2010 № 503 его введение отложено до 01.07.2011 г. Поэтому в колдоговоре необходимо устанавливать марку и другие качественные параметры углей на бытовые нуждыдо вступления в силу упомянутого стандарта.. При этом следует добиваться, чтобы Работодатель взял на себя обязательства по своевременному введению упомянутого стандарта и приведению в соответствие своих организационно-технических возможностей. По обязательству обеспечивать углем неработающих вдов работников и пенсионеров целесообразно опускать слова «если они получают пенсию по случаю потери кормильца»;

  • провести в 1-м квартале 2011 года инвентаризацию задолженности по бытовому топливу, сложившейся за предыдущие годы и предпринять меры по ее погашению (п. 12.26 Отраслевого соглашения);

  • ежемесячно предоставлять профсоюзной организации оперативную отчетность направляемую вышестоящим органам по обеспечению трудящихся и пенсионеров льготным бытовым топливом;
  • предоставлять компенсацию за газ, электроэнергию и отопление работникам предприятия, неработающим пенсионерам, другим лицам, имеющим право на бытовой уголь, но проживающих в домах с непечным отоплением в размерах разницы между фактическими затратами на эти цели и уровнем, покрываемым за счет государственных субсидий, но не более стоимости льготного бытового топлива выделяемого работникам в соответствии с обязательствами по коллективному договору;


  • выплачивать ежемесячно вознаграждение в размере не менее 100 грн. полным кавалерам «Шахтерской Славы» или «Шахтерской доблести» и не менее 200 грн. полным кавалерам «Шахтерской Славы» и «Шахтерской доблести», а также имеющим звание «Заслуженный работник ГВГСС», работающим на предприятии. Лица имеющие звания Почетных и заслуженных шахтеров Украины и СССР, Героев Украины, Героев Социалистического Труда получают от предприятия, где они работают, ежемесячное вознаграждение в размере не менее 300 грн. Целесообразно предложить Работодателю установить по упомянутым вознаграждениям привязку к уровню минимальной зарплаты, как это сделано в предложениях Профсоюза на переговорах по отраслевому соглашению соответственно – 20%, 40 % и 60 % законодательно установленной минимальной заработной платы, При наличии финансовых возможностей предусмотреть распространение выделения этого вознаграждения и неработающим пенсионерам;

  • предусмотреть проведение ежегодных массовых спортивных соревнований и спартакиад по различным видам спорта, условия командирования работников предприятия для участия в спортивных соревнованиях городского, областного и более высоких уровней за счет средств предприятия ;

  • по обязательствам п.12.16 Отраслевого соглашения в колдоговоре предприятия необходимо не просто автоматически переписать содержание данной нормы, а конкретизировать в зависимости от финансовых возможностей предприятия (например, первично при составлении акта Н-1 или заключения ВКК до получения средств из Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве или на все время его дальнейшей работы при обращении за медицинской помощью) и в каком размере оказывается материальная помощь.
  • предусмотреть бесплатное предоставление услуг по оздоровлению и отдыху детей многодетных семей в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам социальной защиты многодетных семей» (от 19.05.2009 г. № 1343-VI);





  1. Реформирование отношений собственности и совершенствования механизмов корпоративного управления


С целью придания процессам реформирования угольной отрасли определенной динамики Минуглепромом Украины разработана Программа экономических реформ на 2010-2014 годы, представленная в июне 2010года Комитетом экономических реформ при Президенте Украины.

С учетом мирового и отечественного опыта ключевым направлением реформирования угольной промышленности определена приватизация экономически эффективных предприятий государственной формы собственности и ликвидация бесперспективных.

Разгосударствление отрасли планируется осуществлять через доработку механизма государственного субсидирования предприятий, либерализацию рынка угольной продукции с применением рыночных механизмов ценообразования и смягчения социальных последствий осуществляемых реформ.

Указанные направления должны послужить основой для разработанного Минуглепромом поэтапного плана-графика, который состоит из 56 мероприятий, отвечающих 24 этапам экономических реформ.

С целью привлечения инвестиций в угледобывающие предприятия до момента их приватизации планируется внедрить механизм государственно-частного партнерства, что является одной из концепций плана-графика. Правовой основой такого партнерства служит Закон Украины «О государственно-частном партнерстве» № 2404 от 01.07.2010г., сфера действия которого распространяется на угледобывающие предприятия.

В данный момент министерством подготовлен проект постановления КМУ “Об утверждении порядка организации – инвестиционной деятельности по технической модернизации и реконструкции предприятий угольной отрасли на принципах государственно-частного партнерства”, который находится на стадии обсуждения и доработки.

Определенную помощь в защите прав трудящихся и профсоюзов в отстаивании прав в процессе приватизации предприятий могут оказать нормы нового Генерального соглашения, которыми в частности предусматривается расширение возможностей профсоюзов в контроле развития акционерных обществ, созданных по результатам приватизации государственных предприятий. В этой части обязательств Стороны собственников принято 2 нормы с редакционными правками, которые сохраняют суть норм предыдущего Соглашения (пункты 1.14 и 1.16), и новую норму по привлечению представителей профсоюзов при подготовке изменений в договоры купли-продажи государственного имущества (пункт 1.15). При выполнении условий указанных договоров имеет место практика внесения в них изменений, в частности в части социальных обязательств акционерных обществ, и эта норма позволит представителям профсоюзов впервые на этой стадии действий решать вопросы защиты прав и интересов их работников.


Принципиально важным для профсоюзов стало принятие нормы о возможности раскрытия информации о владельцах субъектов хозяйствования (пункт 1.23). В постприватизационный период происходят изменения собственников субъектов хозяйствования, что осложняет деятельность профсоюзов по защите прав и интересов работников. Теперь эта норма позволит профсоюзам по их требованию для принятия предусмотренных законодательством соответствующих действий (при заключении коллективных договоров и соглашений, реорганизации предприятий и т.д.) получать в соответствии с законодательством необходимую информацию.

Одной из острых проблем национальной экономики являются противоправные поглощения и захват предприятий, в результате чего дестабилизируется или прекращается деятельность предприятий и нарушаются конституционные права работников на труд, его оплату и достойный жизненный уровень. Сторонами впервые принята норма о привлечении представителей профсоюзов и работодателей к подготовке вопросов и участия в работе соответствующей Межведомственной комиссии (пункт 1.35). Эта норма важна, поскольку она дополняет существующий механизм противодействия этому явлению на государственном уровне.

Вопросы обучения представителей профсоюзов, которые принимают участие в работе наблюдательных советов акционерных обществ, в сравнении с нормами предыдущего Соглашения нашли положительное и комплексное решение в двух частях - обязательствам Стороны собственников и Стороны профсоюзов. В обязательствах Стороны собственников впервые удалось принять конкретную норму по обучению таких представителей, участвующих в работе наблюдательного совета или других органов управления указанных обществ (пункт 1.18). Также удалось уточнить и обязательства Стороны профсоюзов в этом вопросе (пункт 1.38).



следующая страница >>