vchilka.in.ua 1 2

Приватизация

Минуглепромом Украины подготовлен законопроект «Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий», в отношении которого наш Профсоюз направил в адрес министерства целый ряд существенных замечаний.

Основным негативным моментом указанного закопроекта является минимизация участия трудового коллектива и его представителей в лице профорганов различного уровня на всех этапах приватизации угольных предприятий, в том числе при разработке отраслевой программы приватизации, в разработке и контроле проектов договоров купли-продажи целостных имущественных комплексов угледобывающих предприятий, пакетов акций.

И это несмотря на то, что Закон Украины «О приватизации государственного имущества», Генеральное и Отраслевое соглашения содержат положения, согласно которых трудовой коллектив имеет право участвовать в подготовке предприятия к приватизации, разработке проекта плана приватизации, подготовке альтернативного плана приватизации, работе комиссии по приватизации, наблюдательном совете через представительский орган профорганизации предприятия.

Минуглепромом оставлено без внимания и должной поддержки предложение Профсоюза по сохранности отраслевых объектов оздоровления путем их безвозмездной передачи Профсоюзам.


Из вышеизложенного следует, что профорганам необходимо тщательно проанализировать действующие коллективные договоры и уставы Предприятий в части наличия в них положений:


  • обеспечивающих непосредственное участие Профсоюза, как полномочного представителя трудового коллектива Предприятия в процессах, связанных со сменой собственности (приватизации) Предприятия, а также при возникновении арендных и других правоотношений,

- обеспечивающих включение в состав рабочих групп, комиссий по разработке уставных документов приватизируемого (арендуемого) Предприятия, разработке внутренних положений для хозобщества, которое будет создаваться в процессе приватизации (аренды) Предприятия представителей Профсоюза.


Настоящие положения принимаются на основании п.п.7.6 и 11.1 Отраслевого соглашения и позволят включить в указанные документы положения о представительских функциях Профсоюза как уполномоченного представителя трудового коллектива.

При этом Профсоюзу следует опираться на права и полномочия, предоставленные ему Законом Украины «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст.25), «О приватизации государственного имущества» (ст.ст.13,17.25), «Об аренде государственного и коммунального имущества» (ст.ст.7,8,16), Генеральным (ст.ст. 1.5, 1.11-1.18, 1.23, 1.24) и Отраслевым соглашениями, Соглашением о взаимодействии и взаимосотрудничестве между Фондом государственного имущества Украины и Профсоюза, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими указанные виды правоотношений.

Следует обратить внимание на то, что до настоящего времени не принят Закон Украины “О государственной программе приватизации на 20010-2014 гг.”, регламентирующий цели, основные приоритеты и условия приватизации государственного имущества в 2010-2014гг. Указанный законопроект находится в стадии обсуждения и доработки.


Совместная деятельность, инвестиции.

В этом направлении субъекты хозяйствования должны руководствоваться нормами Закона Украины «О государственно-частном партнерстве» № 2404 от 01.07.2010г., который урегулировал определенный круг вопросов по взаимодействию госорганов с частными партнерами при заключении предприятиями государственной формы собственности договоров концессии, совместной деятельности, распределения продукции.

Часть вопросов, связанных с правоотношениями по организации инвестиционной деятельности, освещены в Законах Украины «Об инвестиционной деятельности», «Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного производства», Законе Украины «О государственной программе экономического и социального развития Украины на 2010г.» - предусматривающем активизацию деятельности правительства и иных субъектов государственной власти в вопросах улучшения инвестиционного климата на Украине через механизм государственно-частного партнерства, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях в 2010-2012гг.



Как уже говорилось выше Минуглепромом подготовлен проект постановления “Об утверждении порядка организации – инвестиционной деятельности по технической модернизации и реконструкции предприятий угольной отрасли на принципах государственно-частного партнерства”

Анализ вышеуказанного проекта показал, что в нем отсутствуют:


  • положения, обеспечивающие представительство трудовых коллективов в лице полномочных представителей Профсоюза на основных этапах организации инвестиционной деятельности угольного предприятия, а именно участие в работе конкурса по определению частного партнера,

  • положения по представлению трудового коллектива в лице Профсоюза в работе Экспертно-инвестиционного совета МУП:


Внедрение на угольных предприятиях государственно-частного партнерства без его надлежащего освещения в СМИ, без информирования центрального органа ПРУПУ, профсоюзных организаций на местах, однозначно приведет к искажению самой сущности целей и задач, поставленных указанным проектом КМУ, оставит бесконтрольным процесс привлечения в отрасль инвестиций и самое главное - распределение результатов продукции угольных предприятий будет происходить без надлежащего информирования трудовых коллективов, Профсоюзов.

С целью недопущения на угольных предприятиях вышеназванных негативных моментов, связанных с ненадлежащей организацией государственно-частного партнерства, Профсоюзу необходимо обеспечить наличие в колдоговорах следующих положений:

- по предоставлению профоргану соответствующей информации (как по форме, так и по срокам) относительно намерений и принятых решений собственника о результатах переговоров с потенциальными инвесторами;

- по предоставлению доступа профсоюзного органа к информации о финансовом положении предприятия;
  • об обязательном участии представителя профсоюзного органа в разработке проектов договоров (дополнений к нему: Графика инвестиций, Программы развития горных работ шахты, Программы о совместной деятельности ) о совместной деятельности, управлении имуществом, концессии и др.;


  • об обязательном участии представителя профоргана в работе совместных органов участников договоров (совместной деятельности, концессии, распределении продукции, аренды и др.) с целью ведения общих дел по вышеуказанным видам соглашений.


Аренда

В отрасли все чаще осуществляется передача целостных имущественных комплексов угольных предприятий в пользование субъектам хозяйствования на условиях аренды.

При этом в соответствии со ст.9 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» в случае реорганизации предприятия колдоговор сохраняет свое действие на весь срок, на который он заключен.

Обязанность Арендатора по исполнению условий колдоговора предприятия (подразделения), которое прекращает свою деятельность через присоединение к Арендатору, вытекает также из положений ст.15 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» – Арендатор является правопреемником всех прав и обязанностей предприятия в соответствии с договором аренды, в случае аренды ЦИК подразделения – прав и обязанностей данного структурного Подразделения.

Отсюда очевиден вывод, что Профсоюзу необходимо уделить внимание включению в проект договора аренды предприятия (подразделения) так называемых фиксированных условий (социального пакета), регулирующих основные обязательства собственника (работодателя) в процессе аренды ЦИК предприятия (подразделения), в том числе и по вопросам заключения (перезаключения) колдоговора.

В части коллективных договоров необходимо обеспечить наличие в них следующих положений:

  • предоставление Профсоюзу информации по подготовке предприятия (подразделения) к аренде (о результатах переговорах собственника с потенциальными арендаторами, о получении администрацией каких-либо сведений, запросов от ФГИУ (его отделений), связанных с подготовкой предприятия к аренде).
  • включение в состав рабочих групп, комиссий по разработке уставных документов вновь создаваемого хозобщества, разработке внутренних положений для хозобщества, которое будет создаваться в процессе аренды предприятия (подразделения) (об органах управления, в собрании участников и др.) представителей Профсоюза.


Участие Профсоюза в работе названных выше комиссий, групп позволит трудовому коллективу предприятия (подразделения) оперативно получать от своих представителей соответствующую информацию обо всех этапах подготовки предприятия (подразделения) к аренде;

  • участие полномочных представителей Профсоюза в работе общего собрания вновь созданного хозобщества, его коллегиального исполнительного органа управления с правом совещательного голоса;

  • включение в устав арендного предприятия положений относительно участия трудового коллектива в работе органов, комитетов и комиссий хозобщества, посредством включения в их состав полномочного представителя трудового коллектива – Профсоюза.

Указанные действия будут способствовать своевременному решению Профсоюзом основных вопросов, связанных с социальной защитой прав и интересов трудящихся в процессе аренды предприятия (подразделения), таких как:

  • сохранение предприятия (подразделения) как целостного имущественного комплекса;

- погашение задолженности перед работниками предприятия (подразделения) по заработной плате и иным, приравненным к ней выплатам;

- сохранение новым собственником (работодателем) всех социальных норм, предусмотренных коллективным договором, действующим на момент подписания договора аренды предприятия (подразделения);

  • иных вопросов, исходя из конкретной ситуации.

Существенным подспорьем в решении вышеперечисленных задач могут служить обязательства Фонда государственного имущества Украины, определенные Соглашением о взаимодействии и сотрудничестве между ФДМУ и ПРУПУ, заключенному 23.11.2010г. в г. Киеве.


9.Гарантии прав профсоюзных органов и обязательства профсоюза


    1. Обязательства администрации (работодателя):


  • на основании решения ЦК ПРУП и трудового коллектива Предприятия принятого в соответствии с действующим законодательством Украины, работников, направляемых с их согласия в командировку с целью разрешения конфликтов социального и производственного характера, считать командированными с основного места работы. Командировочные расходы Стороны обязуются нести в равных долях;


  • оказать финансовое и техническое содействие профсоюзной организации в подключении к сети Интернет;

  • членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от своих производственных или служебных обязанностей, предоставлять свободное от работы время с сохранением средней заработной платы для участия в консультации и переговорах, выполнение других общественных обязанности в интересах трудового коллектива, а также на время участия в работе выборных профсоюзных органов, но не меньше чем две часа в неделю. ( Часть шестая статьи 41 закона «О профсоюзах…»)

  • на время профсоюзной учебы работникам, избранным в состав выборных профсоюзных органов предприятия предоставляеть дополнительный отпуск продолжительностью до 6 календарных дней с сохранением средней заработной платы за счет работодателя. ( Часть 7 статьи 41 Закона«О профсоюзах…»);

  • распространять на выборных и штатных работников органов профсоюзов всех уровней, которые действуют на Предприятии (Подразделении), социальные льготы и поощрения, установленные коллективным договором;

  • производить премирование работников профорганов (профобъединений и профкомов Подразделений) за выполнение основных производственно-экономических показателей с обязательным включением этой категории премируемых в Положения о премировании, определяющие условия и порядок премирования освобожденных профсоюзных работников. В последнее время участились случаи попыток администрации отменить данную норму в связи с предписаниями КРУ. В этом случае следует руководствоваться разъяснением Минтруда Украины



    1. Обязательства профсоюза:

  • Профсоюз отвечает по своим обязательствам только в части, которая касается прав, интересов и обязанностей членов профсоюзов (п.13.9 Отраслевого соглашения).


По остальным вопросам остаются в силе рекомендации изложенные в методической разработке ЦК профсоюза «Особенности колдоговорной кампании 2007 года», «Особенности колдоговорной кампании 2008 года», «Особенности колдоговорной кампании 2009 года» и «Особенности колдоговорной кампании 2010 года».



<< предыдущая страница